Материалы для изготовления биогрупп и диорам
Заславский М.А.
"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В МУЗЕЕ"
(таксидермия, изготовление чучел позвоночных и рыб,
создание домашнего зоологического музея)
Глава 5
Материалы для изготовления биогрупп и диорам
При моделировании бутафории, формировании чучел животных, изготовлении растений и в других работах, связанных с созданием биологической композиции, большое значение имеет правильное приготовление различных масс, клеев и других материалов.
Глина. В лепной работе применяют глину двух разных замесов: жидкую и крутую. Комья сухой глины укладывают в большой плотный деревянный ящик, обшитый изнутри жестью, заливают водой и перемешивают лопатой, разминая и стараясь получить вязкую однородную массу. Ее используют для наброса при лепке фигуры на деревянный или металлический каркас первым слоем. Одновременно из толченой сухой глины приготовляют глиняную муку, которую просеивают, отделяя наиболее мелкую фракцию. При замесе более крутой глины в жидкую добавляют глиняную муку и вымешивают ее, как тесто. Такой замес уже годен при лепке фигуры для второго слоя. Жидкую глину хранят в бочке или в плотно сбитом деревянном ящике, более густую сохраняют под клеенкой или завернутой в полиэтиленовую пленку, изредка смачивая ее водой, иначе она быстро высыхает. Чем жирнее глина и меньше в ней примесей песка и мелких камешков, тем она удобнее для различных лепных работ. Цвет глины при скульптурных работах значения не имеет. Любая глина для лепки пригодна.
Гипс - это формовочный материал для различных работ. Он может применяться как лепной и как декоративно-моделировочный материал. Для работы применяют высококачественный белый гипс, который благодаря мелкозернистой структуре хорошо передает все подробности и тонкие детали поверхности фигуры и служит хорошим материалом для лепки деталей.
Небольшие порции гипса разводят водой в гипсовке. Такую посуду легко сделать самому, разрезав пополам мяч из толстой резины. При формовке большой фигуры или покрытии большой площади рельефа гипс разводят в резиновом или пластмассовом ведре. В него до половины наливают воду, а затем совком всыпают гипс (или алебастр) до тех пор, пока на поверхности воды не появится шапка гипса. После этого мутовкой (палкой с деревянной крестовиной на конце) гипс быстро и равномерно перемешивают, доводя до нужной консистенции (густоты сметаны). При слишком длительном размешивании (5-10 мин) гипс может "омолодиться" и будет плохо схватываться, медленно твердеть, а затем крошиться и рассыпаться или же, наоборот, твердеть раньше времени, прямо в посуде. Во избежание этого необходимо быстро приступать к формовочным работам. Резиновая посуда для формовки удобнее металлической, так как из нее легче извлекать остатки застывшего гипса. При использовании жестяной посуды после каждой израсходованной порции гипса стенки и дно ее следует тщательно выскоблить циклей. Такая очистка формовочной посуды необходима для удаления остатков затвердевшего гипса. В воду, предназначенную для разведения гипса, рекомендуется добавлять какую-либо водорастворимую краску, чтобы формовочный гипс стал цветным. Это в дальнейшем значительно облегчит отделение белого гипсового слепка от цветной формы, особенно при кусковой формовке крупных фигур животных.
При отливке гипсовой формы формовщик опускает руку в немного загустевший гипсовый раствор, захватывает в пригоршню гипс и плавным движением набрасывает его на формуемую поверхность. Если объект мелкий, раствор гипса наносят лопаткой. Оплеск ведут осторожно и последовательно равномерными движениями руки, не касаясь при этом поверхности объекта.
Оплеск всегда начинают снизу. В первую очередь обрабатывают основание объекта, после этого наносят гипс витками по восходящей спирали, постепенно покрывая всю поверхность объекта. Такой порядок обеспечивает равномерное нанесение гипса и образование одинаковой толщины стенок формы или кожуха. В результате того что оплеск ведут снизу вокруг объекта, у основания создается своего рода опорное гипсовое кольцо, на которое опирается вся гипсовая форма. Поверх гипсовых кусков наносится кожух - гипсовая раковина, применяемая при многокусковой формовке.
Стеариновая смазка наносится на стыки раковин гипсовой формы и кожуха. Она препятствует сращиванию гипса. Если ею обработать поверхность любого предмета при его формовке, гипс не пристанет. Стеариновая смазка употребляется главным образом при формовке различных фигур и форм, при выклейке слоями картона и бумаги. Приготовляется она следующим путем: 250 г стеарина (или стеариновой свечи) растапливают в водяной бане, затем добавляют 175 г керосина и хорошо перемешивают. Стеарин должен быть достаточно горячим, иначе он плохо смешается с керосином и образует крупчатую массу. Смазку наносят кистью или тампоном, слегка покрывая борт (усанку) или всю поверхность формы после лакирования нитролаком.
Формопласт - чрезвычайно пластичный материал, широко применяемый при формовке сложных моделей. Своей консистенцией и видом он очень напоминает каучук, хорошо и четко передает рельеф предмета. Формы, отлитые из него, долговечны и прочны. Единственный недостаток - это трудность в плавлении материала. Он плавится при температуре не ниже +120-+ 150°. Нетермостойкие модели, выполненные в пластилине, воске, парафине и т.д., следует сначала перевести в гипс, а затем отливать в формопласт.
Для разогревания формопласта и приведения его в расплавленное состояние водяная баня не годится. Поэтому при работе с этим материалом пользуются масляной или песочной баней, позволяющей получать более высокую температуру. Очень удобно также пользоваться духовкой газовой плиты.
Формопласт нарезают мелкими кусочками, чтобы он лучше и быстрее расплавился, и каждые 5-6 мин помешивают. Обычно через 30-50 мин материал бывает готов к заливке. Подгоревший формопласт к работе менее пригоден.
Оттиск из картона и бумаги позволяет изготавливать слепки, производить проклейки бутафории и монтировать различные рельефы. Изготовление бумажного слепка заключается в выклеивании слоями бумаги и картона нужной поверхности модели или гипсовой формы или свободным выклеиванием слоев бумаги лепят нужный рельеф на модели. Высохнув, клеенная бумага образует твердый и прочный слепок, который отражает внутренний рельеф гипсовой формы и наружный рельеф той глиняной фигуры, с которой эта форма была снята. Материалом для приготовления слепка служит обычная газетная или оберточная бумага и толевый картон (не обработанный смолой).
Слепок выклеивают из нескольких последовательно накладываемых друг на друга слоев бумаги и картона. Крайне важно, чтобы количество слоев было строго одинаковым на всех участках слепка, иначе его стенки будут неодинаковой толщины. Поэтому в процессе выклейки нужно считать количество наклеиваемых слоев. Сделать это можно просто, чередуя слои из бумаги разных цветов (в качестве одного из цветов может быть использована газетная бумага). При этом первый слой выклеивается газетной бумагой, второй - оберточной, третий - опять газетной и т.д. Такой способ предотвратит легко допустимые ошибки.
При выклейке пользуются мелкими рваными кусками (обрывками) бумаги. Опыт показывает, что наиболее удобны для работы куски бумаги в несколько квадратных сантиметров - от 4 до 10 см?. Особенно важно применять мелкие куски величиной в 3-4 см? при выклейке первых трех слоев слепка, так как от детальности проработки бумагой гипсовой формы зависит правильная и точная передача рельефа формы на слепке.
Мучной клейстер. Приступая к работе над бумажным слепком, приготовляют клейстер (из любого сорта муки или отрубей). Готовят клейстер в ведре, заваривая сразу все необходимое для работы количество. Рецепт приготовления: отруби или муку тщательно перемешивают с небольшим количеством холодной воды и доводят до кашицеобразной консистенции. Затем ведро доливают доверху крутым кипятком, ставят на огонь и, непрерывно помешивая, доводят до кипения. Как только клейстер закипит, снимают с огня и добавляют в него (из расчета на 12 л) 2 кг декстрина, 200 г медного купороса и 50 г карболовой кристаллической кислоты. Декстрин значительно повышает клейкость мучного клейстера. Карболовая кислота, как сильный, но кратковременно действующий яд, противодействует загниванию и плесневению слепка в течение довольно длительной сушки его в гипсовой форме. Медный купорос вместе с клеем навсегда остается в оттиске и препятствует его поражению вредителями, главным образом насекомыми и грызунами.
Выклейка слепка. Подготовив необходимый для работы клейстер, достаточный запас бумаги и толевого картона, приступают к выклейке слепка. Эту работу удобнее делать втроем. Один человек занимается исключительно заготовкой обрывков бумаги и картона, разрывает их на большие куски и смазывает клейстером, а затем подает подготовленные материалы на выклейку. Двое других выклеивают. Один из них клеит первый слой, а другой - поверх первого слоя наклеивает второй слой бумаги. Тем временем первый выклейщик, закончив первый слой, переходит на выклейку второго, третьего и т.д.
Заготовка бумаги и картона заключается в следующем: бумагу намазывают клейстером сразу целыми листами. Для первого слоя используют газетную бумагу, смазанную клейстером с одной стороны. Для второго слоя идет такая же тонкая бумага, но другого цвета. Ее смазывают клеем с обеих сторон, а затем складывают вдвойне. Для всех последующих слоев может применяться газетная бумага, она служит прокладочным и промежуточным материалом между слоями картона. Основным- материалом для выклейки, из которого собственно и состоит вся масса слепка, является мягкий нетолстый картон, способный легко размокать в клейстере и обладающий в размоченном состоянии высокой пластичностью. Важно также, чтобы, высыхая, он не подвергался слишком большой деформации. Наиболее подходит всем этим требованиям толевой картон.
Куски толевого картона намазывают предварительно с обеих сторон клейстером, укладывают в стопу и оставляют на 20-30 мин, чтобы они достаточно хорошо размокли и пропитались клеем. Затем их хорошо разминают в руках, пока картон не станет пластичным. В таком виде куски подают выклейщику, который ведет проклейку ими по рельефу гипсовой формы.
Папье-маше (или бумажная масса) приготовляется из разваренной газетной или оберточной бумаги. Ее мелко нарезают (2 стакана нарванной бумаги на 2 стакана кипятка), замачивают и разваривают на огне до кашеобразного состояния. Массу изредка перемешивают, чтобы она не подгорала и лучше разваривалась.
Остудив немного, ее хорошо перетирают руками, насухо отжимают и перекладывают в посуду, куда добавляют 3-4 горстки муки, столярный горячий клей и в достаточном количестве мелко просеянный мел. Массу перемешивают, добиваясь получения нелипкого мягкого теста, которое сразу же применяют, в противном случае оно быстро высыхает и становится негодным к использованию. Если папье-маше необходимо сохранить на несколько дней, его следует завернуть в пленку и хранить в прохладном месте (лучше в холодильнике).
Мастика приготовляется из мела (1 кг), декстрина (100 г), столярного клея (100 г), олифы (200 г) и папье-маше (200 г). Папье-маше перетирают через мелкоячеистое сито, добавляют жидкий столярный клей, разведенный в воде декстрин, мел и тщательно вымешивают руками, пока не будет получена однородная тестообразная масса, легко отстающая от пальцев. В таком виде мастику используют для лепки, шпаклевки и других работ. Мастика быстро засыхает и становится непригодной к работе через 1-2 ч, поэтому готовить ее следует непосредственно перед работой небольшими порциями. Если же мастики сделано слишком много и нужно ее сохранить, то рекомендуется ее залить слоем воска или парафина, что предохраняет ее от высыхания; можно также воспользоваться для этой цели полиэтиленовой пленкой или клеенкой.
Левкас - жидкая смесь, сглаживающая неровности и шероховатости рельефа. Ее наносят на поверхность бутафории из папье-маше, картона, гипса. Для приготовления левкаса к 1 л воды добавляют 500 г мела, 100 г столярного клея и 20 г олифы. Сначала в горячей воде разводят столярный клей и олифу, а затем добавляют просеянный мел и все вместе хорошо перемешивают. Правильно приготовленный левкас должен иметь консистенцию сметаны и быть однородным, без комков и твердых частиц. Для этого его пропускают через мелкое сито или через слои марли. Первый слой левкаса наносят торцеванием; он ложится на поверхности тонким ровным слоем (при высыхании не должно быть трещин). Для нанесения второго слоя нужен более густой левкас. Поэтому в разогретый левкас добавляют некоторое количество мела или готовят новую смесь: к 1 л воды добавляют уже 700-800 г мела. Второй слой левкаса наносят плоской кистью, равномерно покрывая поверхность. Особенно тщательно обрабатывают участки с наиболее выраженным рельефом. После первого и второго покрытия поверхность просушивают в течение 12 ч, а затем наносят третий и сразу же (без просушки) - четвертый слой левкаса. Макет досушивают в течение 2-3 дней. В нужных местах на поверхности бутафории левкас зачищают шкуркой или пемзой, что дает ровную и гладкую поверхность, пригодную к окраске.
Песчано-клеевая масса - чрезвычайно удобный пластичный материал для оформления дна и берега водоемов. Способ приготовления: в плотно сколоченный невысокий ящик всыпают просеянный мелкий речной песок, в него вливают горячий столярный клей консистенции сметаны и перемешивают металлической лопаткой до получения однородной хорошо смоченной клеем массы типа густой кашицы (чем больше клея, тем масса жиже, чем больше песка, тем она круче). В замес можно добавить гальку, различные сучки, высеянный крупный песок и др. Для моделирования обрыва берега размером 1 м. потребуется 2-2.5 ведра песка и полведра гальки. Следует помнить, что каркас для нанесения песчано-клеевой массы должен быть прочным, чтобы выдержать вес песка и гальки.
Клей. При моделировании музейной бутафории применяют клеи животного и растительного происхождения, а также синтетические.
Мездровый столярный клей получают путем замачивания в известковом растворе мездры и кожи животных с целью удаления мяса, крови и жира. Затем масса промывается водой и варится в небольшом количестве воды.
Полученный клеевой раствор отстаивается и фильтруется, затем разливается в формы, в которых он застывает, после чего разрезается на плитки и высушивается на сетках при невысокой (до +25°) температуре. Плитки мездрового клея коричневого цвета, малопрозрачные, обладают хорошими клеящими свойствами.
Плиточный столярный клей (100 г) заливают теплой водой (200 г) и оставляют на 10-12 ч. Можно использовать для этой цели клееварку, где клей разбухает до желеобразного состояния. Его разваривают на медленном огне до консистенции меда. Если клей получился гуще, чем нужно, в него добавляют теплую воду и снова хорошо проваривают. В таком виде его можно применять для различных работ: он хорошо клеит бумагу, ткань, дерево. В виде антисептика в клей следует добавлять тимол или уксусную кислоту (на 100 г клея 10 г кислоты).
Костяной (малярный) клей приготовляется из обезжиренных костей путем обработки их соляной кислотой. При этом растворяются кальциевые соли, а оставшаяся хрящевая масса промывается известковой, а затем обычной водой и варится в закрытых котлах. Костяной клей выпускают в более или менее прозрачных и довольно ломких плитках. По сравнению со столярным малярный клей имеет меньшую клеящую силу и эластичность.
Казеин представляет собою белковое вещество молока. В коровьем молоке его содержится от 2 до 4%. Выпускается казеин промышленностью в виде просвечивающих желтоватых зерен или белого порошка, напоминающего песок. Казеин в воде не растворяется, а лишь набухает. Но он растворяется, приобретая консистенцию густой сметаны, если в воду прибавить щелочь, нашатырный спирт, соду, буру, поташ и др. Чем дольше его растирать кистью, тем он становится лучше. Перед употреблением казеина следует проверить, насколько он свеж и не начал ли загнивать. Для этого увлажненный казеин выдерживают в теплом месте при +30°С в течение 2-3 сут. Если за это время он не загниет, им можно пользоваться. Отличительное свойство казеина - его необратимость, потеря способности снова растворяться в воде после образования клеевой пленки. Казеин можно приготовить самому. Для этого снятое молоко створоживают слабой уксусной кислотой. Полученный таким путем творог (или купленный обезжиренный творог) несколько раз промывают горячей водой и отжимают; отжатый творог растворяют при сильном помешивании деревянной или стеклянной палочкой в теплой воде и добавляют нашатырный спирт; раствору дают постоять несколько часов, после чего размешивают до полного растворения остатков набухшего казеина и процеживают сквозь марлю. Обезжиренный творог, воду и нашатырный спирт берут в соотношении 1:5: 0.4. Раствор казеина разбавляют водой до нужной консистенции. Для получения твердого казеина процеженный через марлю раствор снова створоживают кислотой, промывают, сильно отжимают, протирают сквозь сито и высушивают при комнатной температуре.
Декстрин получают путем нагревания крахмала до +200°С или обработкой его кислотами при небольшом нагревании. Для разведения декстрина можно применить теплую или холодную воду (на 100 г воды 40-50 г декстрина). Его хорошо перемешивают с водою и кистью растирают комки. Готовый декстриновый клей коричневого цвета, хорошо клеит бумагу, картон, холст, подает материалу некоторую усадку после высушивания. Если декстриновый клей добавить в жидкий гипс, то гипс быстрее затвердеет и будет более прочен.
Крахмальный клейстер для склейки бумаги, картона, выклейки по форме и по рельефу может быть приготовлен из различных крахмалов: картофельного, рисового, маисового и т.д. Способ приготовления: 2 чайные ложки крахмала заливают 100 г холодной воды, размешивают и медленно вливают в 1 л кипятка, стоящего на огне. Массу перемешивают, следя за тем, чтобы в ней не образовались комки, чтобы она была однородной, прозрачной. Готовый жидкий клейстер снимают с огня, остужают и в таком виде применяют для проклеек.
Синтетические клеи (поливиниловый спирт, поливинилацетат, полиизобутилен и т.п.) представляют собой искусственные водорастворимые смолы. Они обладают различной клеющей силой, пленки их в большей или меньшей степени эластичны, не подвержены загниванию и не требуют применения пластификаторов. Поливинилацетатная эмульсия хорошо клеит бумагу, материал, при добавлении ее в гипс укрепляет его, делает чрезвычайно прочным. В различных композициях синтетические клеи могут быть использованы для бутафорных работ. Приготовленный на этом клее левкас чрезвычайно прочен, обладает эластичной пленкой, но плохо окрашивается масляными красками.
Эпоксидные смолы - синтетические смолы, образующиеся из органических соединений, содержащих так называемую эпоксигруппу с фенолами, спиртами или аминами. Эпоксидные смолы легки, стойки к действию хлора, кислот, прочно пристают к металлам. Из эпоксидных смол готовят клей, пластмассу, лаки. Эпоксидная смола для работы приготавливается следующим образом: на весах отвешивают 100 г смолы, добавляют 15 г дибутилфталата (пластификатор), 10 г полиэтиленполиамина (отвердитель) и хорошо перемешивают. Смола отвердевает в течение 6-8 ч при температуре +20-+25°С. При более низких температурах отвердение происходит через 9-12 ч. Чтобы в этих условиях ускорить отвердение, в смолу добавляют 15-18 г полиэтиленполиамина. Смола хорошо склеивает стекловолокно, железо, камни, дерево, пластмассу, мешковину, марлю и другие материалы. Для большей прочности в нее вводят наполнители: опилки, гипс, песок, мел и др.
Лаки - это растворы смол в маслах и растворителях. От образуемых ими пленок помимо твердости требуется прочность, эластичность и бесцветность. Всем этим требованиям соответствуют многие лаки, применяемые в живописи: копаловый, даммарный, фисташковый. Живописные лаки сохнут долго - в течение 3-5 сут. В настоящее время разработанные синтетическим путем искусственные смолы дали возможность получить бесцветный акриловый лак.
Покрывные лаки, главным образом нитролаки, хорошо наносятся на любую поверхность, прочны и быстро высыхают. В прозрачных нитролаках хорошо растворяются масляные краски, придавая лаку нужный цвет. Вначале в небольшом количестве лака разводят масляную краску, хорош 86; растирая ее кистью; раствор выливают в лак, предназначенный для окраски, повторяя так несколько раз, пока не будет получен лак нужного цвета.
Спиртовые лаки, приготовленные на шеллаке, создают эластичную, быстро высыхающую и прочную пленку. Спиртовой лак, приготовленный на канифоли, желтеет или даже краснеет, для нанесения на бутафорию не пригоден, но пригоден для обработки гипсовых форм, нанесения поверх глины, для создания водоотталкивающей пленки и других работ. Способ приготовления шеллачного лака: 100 г шеллака разводят в 300 г 96%-ного спирта. В течение двух-трех часов шеллак растворяется в нем полностью, в таком виде он пригоден для покрытий. Наносить лак лучше кистью 2-3 раза, давая каждый раз ему хорошо высохнуть. При появлении тусклых пятен на обработанной лаком поверхности нанесение вторичных слоев обязательно.
Парафин - смесь твердых углеводородов белого или желтого цвета без запаха. Очищенный парафин плавится при температуре +50 -+55°; его лучше плавить в водяной бане. В расплавленном виде на поверхность объекта наносится кистью. До нанесения слоев парафина поверхность объекта рекомендуется обогреть рефлектором, чтобы слои парафина были тонкими и лучше ложились.
НазадОглавление
Далее