Методы изготовления чучел. Скульптурный метод изготовления чучел животных. Глиняная фигура
Заславский М.А.
"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В МУЗЕЕ"
(таксидермия, изготовление чучел позвоночных и рыб,
создание домашнего зоологического музея)
Глава 3
Методы изготовления чучел
Скульптурный метод изготовления чучел животных
Глиняная фигура
Каркас - основа, на которой строится лепное изображение животного в натуральную величину. Он должен отвечать следующим требованиям: по величине и форме - соответствовать размерам, пропорциям и ракурсу животного; выдерживать значительный вес сырой глины (вылепленная фигура лося весит не менее 600-700 кг), но в то же время не должен быть громоздким и тяжелым. В основном каркас собирают из железных труб различного диаметра, круглого железа и досок (при статичной фигуре). Сборку каркаса (если животное крупного размера дано в динамичной позе) производят с помощью газосварки или автогена, сваривая отдельные части арматуры или каркас целиком.
Более просто изготовить каркас для лепки фигуры крупной змеи, крупной птицы, более сложно - для крупного четвероногого зверя. При динамичных позах, когда туловище и шея животного особенно сложно изогнуты, следует применять каркасы только из полосового или круглого железа. Из этих материалов легко выполнить каркас любой сложности.
Изготовление каркаса для статичных фигур начинают с центральной опорной туловищной доски. Ее сколачивают из нескольких досок (если это нужно) и опиливают по форме туловища (по рабочему чертежу). По размерам центральная опорная доска должна быть на 5-7 см меньше контуров туловища. Толщину доски подбирают в зависимости от размеров животного. Например, для животного типа лося идут дюймовые доски. Через каждые 5-7 см в шахматном порядке в ней просверливают сквозные отверстия диаметром 1.5-2 см. В эти отверстия потом будут вбиты поперечные рейки, образующие объемный каркас туловища, так называемый еж.
Применение скелета конечностей и черепа для каркаса. В каркасе для лепки фигуры наиболее удобно применять натуральный череп и скелет конечностей на связках или скрепленный. Это позволяет почти точно по размеру вылепить ноги и голову животного, особенно копытного. Если натуральных нет, можно имитировать их из различных материалов: череп вырубают из бруса или толстых досок, конечности (скелет) собирают из реек, металлической арматуры (рис. 61).
Рис. 61. Моделирование головы на натуральном черепе с открытой пастью.
А - череп подготовлен; Б - укрепление бакульки между челюстями; В - монтаж черепа сеном (стружка); Г - нанесение рельефа по мастике.
Натуральные скелеты ног прочно привязывают к прутковому железу и придают им нужные изгибы. Диаметр железа зависит от тяжести скелета конечности и налепленной глины. Для конечности лося диаметр железа может колебаться между 10-14 мм. Вся остальная фигура поддерживается установленными на станке металлическими трубами диаметром 5-7 см. Поэтому арматура конечности может быть более тонкой - она рассчитана на поддержание только одной моделированной конечности.
Шейный отдел и череп с рогами прикрепляют к прочной основе (череп лося с рогами в 3-5 отростков весит не менее 15-18 кг). В этом случае следует применить дополнительную подпору под череп или подвесить его на веревках с прочным укреплением к каркасу (рис. 62-64).
Рис. 62. Лепка головы по черепу.
А - лепка в глине на станке; Б - расположение пластинок для формовки; В - заливка боковых раковин гипсом; Г - заливка гипсом ротоносовой части. Д - заформованная голова; Е - разборная форма; Ж - снятие формы пасти; З - проклейка формы с носовой частью; И - форма без носовой части; К - проклейка пасти. Л - установка искусственных челюстей в ротовой части; М - сборка головы; Н - установка пасти; О - готовая голова. П - установка языка из пластической массы, оформление губ.
Рис. 63. Моделирование головы лося.
А - ноздря оформлена; Б - моделирование верхней губы; В - губа выполнена; Г, Д - укрепление кожи губы и выделение рельефа морды; Е - оформление нижней губы, ротовой щели и подбородка; Ж - подкладка мастики; З - пролепка нижней губы; И - зашивание подбородочного шва; К - оформление ротовой щели.
Рис. 64. Изготовление из зубопротезной пластической массы холодного отверждения зубных протезов для чучел.
А - лепка челюсти в пластилине (воске, парафине, глине); Б - примерка; В - снятие формопластом с лепных зубов формы; Г - нанесение гипсового кожуха; Д - заливка парафином. Е - извлечение из формопласта слепка; Ж - зачистка модели; З - бюгель для формирования зубных протезов. И - закладка зубной модели из пластилина в гипс; К - модель в бюгеле. Л - извлечение слепка после затвердения гипса; М - закладки пластической массы; Н - разборка бюгеля после затвердения пластической массы; О - извлечение слепка.
Сборка и установка каркаса на станке. Арматуру ног и шейно-головного отдела крепят к опорной туловищной доске скобками. Если животное дается в повороте, сборку каркаса производят только из металлической арматуры, скрепляя железо автогеном или газовой сваркой. Станок - это деревянная прочная основа на вращающемся постаменте. Вращение осуществляется за счет шарикоподшипников, смонтированных с нижней стороны постамента. На последнем укрепляют трубы для поддержки всего каркаса. Для лепки фигуры крупной птицы (страуса) достаточно одной опорной трубы, для крупных копытных - двух труб. Установка опорной доски каркаса на трубах производится только после того, как они будут закреплены на подставке. Остается только навесить на несущие элементы каркаса (шейный отдел на нижний край опорно-туловищной доски, на "ежи" и другие части) кресты и змейки, которые прочно удерживают глину. Применение крестов позволяет значительно облегчить и упростить основную опорную структуру каркаса. Кресты изготовляют разных размеров из деревянных реек на проволочной скрутке. Змейки - это цепочка крестов, скрепленных один за другим в длину, применяемых главным образом при подвесе на шейном отделе и на конечностях. Чем больше поддерживающих элементов имеет каркас (особенно в грудобрюшной и шейной частях), тем прочнее удерживается глина, тем удобнее с ней работать.
Каркас с навешенными крестами практически готов для работы с глиной. Однако чтобы деревянные его части хорошо держали глину, их нужно обильно пропитать водой. Делают это с помощью насоса или смоченной в воде кистью, тряпкой. Каркасы средних размеров и отдельные деревянные части лучше замачивать в воде (ванне, озере, реке), чтобы глина, отдав дереву свою влагу, не высохла и не отвалилась. Для уменьшения количества используемой глины каркас туловища можно сделать объемным (путем подвязывания к туловищной доске соломы, стружки, сена), затем плотно обшить его мешковиной и сверху нанести слой глины (рис. 65).
Рис. 65. Скульптурное моделирование крупной птицы (страус, пингвин).
А - каркасы для лепки (на двух стойках, на одной); Б - установка таза, модель его из реек; В - расположение арматуры; Г - навеска крепежа и его расположение; Д - расположение арматуры в конечности; Е - поиск движения; Ж - каркас подготовлен для лепки.
Лепка фигуры. Ее начинают с того, что на деревянные части каркаса укладывают первый слой жидкой и вязкой глины. Такая глина плотно ложится на деревянный каркас. Первый слой служит фундаментом лепной фигуре, поверх него из крутой глины набрасывают на каркас второй слой. По металлическим частям арматуры наносят сразу тугую глину крутого замеса, плотно забивая ее под кресты и змейку, так как опасности от отдачи влаги и высыхания здесь нет. Лепщик с силой бросает глину с расстояния 0.5-1 м, и она плотно пристает к каркасу, а дополнительное вколачивание ее деревянным молотком еще более утрамбовывает и закрепляет глину. Ее ровно набрасывают по всей площади фигуры - слой за слоем - до нужного объема туловища. Во время кругового наброса на участки, соответствующие выступам на теле (бедра, лопатки и др.), наносятся дополнительные слои глины, что позволяет создать грубый рельеф фигуры (рис. 66).
Рис. 66. Лепка в глине фигуры страуса.
А - наброс глины на каркас; Б - обработка поверхности и выделение рельефа киянкой; В - фигура, подготовленная для примерки шкуры; Г - примерка по глине шкуры страуса и уточнение пропорций; Д - шкура расположена по фигуре в глине; Е - фигура, подготовленная к формовке.
Первая примерка шкуры. По глиняной фигуре примеряют шкуру, которая позволяет уточнить пропорции различных частей тела, главным образом шеи, туловища, конечностей; после этого можно перейти к детальной проработке фигуры, создавая четкую, рельефную поверхность скульптуры. Находясь длительное время в пикеле, шкура размягчается, хорошо тянется и при высыхании не деформируется. Для определения правильности моделирования шкуру животного изредка примеряют на манекен чучела. Особенно это важно при работах над средними и крупными животными. Нахождение в пикеле шкуры способствует этому, не требуя специальных консервантов, где бы можно было сохранять ее в сыром виде в период моделирования чучела. Можно применить и другой способ длительного сохранения шкуры в мокром виде. Хорошо выделанную скорняжным путем шкуру в течение нескольких дней смазывают (мездровую сторону) насыщенным раствором алюмокалиевых квасцов и хранят в прохладном месте (+1-+2°С) в сыром виде, запакованной в мешке. Размоченная в квасцах шкура хорошо сохраняется во влажном виде, до момента ее моделирования.
Вторая примерка шкуры по хорошо пролепленной фигуре позволяет уточнить расположение мускулатуры, ее объемность и точность вылепленных отделов, особенно головы, ног, шеи и паховых отделов. Пролепка мышц, нанесение анатомического рельефа вовсе не самоцель, а лишь путь выявления экстерьера и характера скульптуры. Анатомический рельеф позволяет правильно передать и особенности фигуры, и ее динамичность.
Пролепка крупных комплексов поверхностных мышц можно проводить через кожу (особенно если животное коротковолосое). Это позволяет правильно ориентировать кожу, связывая ее с подкожной мускулатурой, так как часто окраска на шкуре подчеркивает определенные мышечные комплексы. Чтобы не ошибиться в правильности расположения мышц и рельефа тела, необходимо пользоваться хорошо отработанной моделью и использовать для этого фотографический материал. Причем под короткошерстную шкуру рисунок мышц, складки, гребни и выступы при пролепке нужно усилить или даже несколько утрировать. У копытных должны быть четко показаны выступы в тазовой области, голодная ямка, ребра. Особенно важно анатомически правильно проработать рельеф головы и конечностей, т.е. те места, которые наиболее выразительны и менее покрыты волосом. Если на фигуре рельеф сгладить, то и на шкуре (после ее высыхания на манекене) он будет вовсе не заметен.
У длинношерстных животных четкий внешний рельеф поверхности тела пролеплять не обязательно, пушистый мех все равно скроет все тонкости рельефа. При работе над такими животными фигуру следует лепить грубо, но в характерных для этого вида линиях и размере.
НазадОглавление
Далее