Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. Введение
Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А.
Практикум по зоологии позвоночных
М., Высшая школа. 1981 г
ВВЕДЕНИЕ
Зоология позвоночных — один из основных предметов в общетеоретической подготовке биологов всех специальностей. Позвоночные животные имеют многообразное (как положительное, так и отрицательное) значение для человека. К этой группе относится подавляющее большинство домашних животных; дикие позвоночные животные дают человеку разнообразные продукты питания (рыбы, птицы, млекопитающие) и ценное сырье (пушнина и т. п.). Многие виды позвоночных приносят пользу, ограничивая численность вредных животных (насекомых, грызунов и др.); другие же, напротив, временами наносят существенный ущерб сельскому и лесному хозяйству, являются хранителями и переносчиками ряда опасных заболеваний.
Позвоночные — одна из наиболее глубоко и всесторонне изученных групп животных, поэтому многие общетеоретические проблемы (взаимоотношение формы и функции, эволюция и видообразование, соподчинение таксономических категорий и т. п.) решаются преимущественно или в значительной степени на позвоночных животных. Хорошая сохранность палеонтологических остатков ряда групп позволяет выявить общий ход эволюции и ее взаимосвязь с менявшимися во времени условиями жизни лучше и нагляднее, чем на любых других живых организмах.
Изучение зоологии позвоночных в высших учебных заведениях включает теоретический лекционный курс, практические лабораторные занятия и летнюю полевую практику. Все эти разделы взаимно дополняют и обогащают друг друга, способствуя созданию цельного представления о типе хордовых животных, к которому относятся позвоночные.
Книга предназначена для использования во время практических работ. Основные задачи практикума — знакомство с особенностями строения представителей разных классов позвоночных и с видовым разнообразием каждого класса в нашей фауне, что обеспечивает более углубленное и осмысленное усвоение теоретического раздела курса. Кроме того, практические занятия должны помочь студенту в выработке первых навыков работы с материалом и с книгой как справочником.
Для того чтобы использовать время практикума с наибольшей пользой, необходимо готовиться к каждому занятию путем изучения соответствующих разделов учебника (тема каждого следующего занятия объявляется преподавателем). Предварительная подготовка к занятию не только позволяет лучше запомнить морфологические особенности изучаемых животных, но и понять функционально-экологическое и эволюционное значение тех или иных структурных особенностей. Для подготовки к занятиям пользоваться настоящим практикумом не следует; как уже говорилось, он предназначен только для облегчения работы с объектом во время лабораторных занятий. Выслушав указания преподавателя и ознакомившись с соответствующим разделом практикума, студент приступает к изучению объекта в той последовательности, как это изложено в тексте. Выполнение темы практического занятия документируется рисунками, перечень которых предшествует каждому разделу книги.
Довольно часто студент старается сначала сделать рисунок, а потом уже разобраться в нем и в объекте. Это всегда приводит к ошибкам в рисунках, вызывает излишнюю потерю времени и затрудняет запоминание. Необходимо с первого же занятия приучить себя сначала с помощью практикума и, при необходимости, консультируясь с преподавателем, полностью разобраться во всех особенностях строения рассматриваемого объекта, а потом уже делать необходимые зарисовки.
Рис. 1. Образец оформления рисунка в альбоме
Альбом с самостоятельно сделанными во время практических занятий рисунками — основной документ, свидетельствующий о выполнении студентом программы практикума. Желательно, чтобы альбом был достаточно большого формата (20 X 28 см), из плотной гладкой бумаги. Рисунки делаются мягким простым карандашом (ни в коем случае нельзя пользоваться химическим). На каждой странице должно быть написано систематическое положение рассматриваемого объекта (латинское название типа, подтипа, класса, отряда, вида). Названия отдельных деталей (кости, кровеносные сосуды и пр.) пишут сбоку от рисунка и стрелкой соединяют с обозначаемым органом или его частью (рис. 1). Стрелки с цифрами и отдельное выписывание этих цифр с их обозначениями на полях нецелесообразно, так как рисунок становится менее наглядным, а запоминание материала затрудняется.
Знание международной латинской терминологии необходимо для биологов всех специальностей. Как минимум студент должен знать латинские названия внутренних органов (печень, желудок, отделы кишечника, селезенка и т. п.), всех крупных костей, основных кровеносных сосудов, отделов и нервов головного мозга, а также латинские наименования типа, подтипов, классов и подклассов и крупных отрядов. Для лучшего усвоения латинской терминологии следует в подписи на рисунках обязательно включать латинские обозначения (вполне допустимо писать только латинские названия, но можно рядом помещать и русские).
По окончании работы студенты показывают рисунки преподавателю и исправляют указанные им ошибки. Перед уходом из аудитории сдают полученное в начале занятия оборудование и приводят в порядок свое рабочее место.
При подготовке к экзамену следует помимо учебника пользоваться и своими рисунками, сделанными во время практических занятий. Это облегчает сопоставление особенностей строения представителей разных классов и тем самым намного ускоряет и улучшает подготовку.