Уход за экспонатами
Заславский М.А.
"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В МУЗЕЕ"
(таксидермия, изготовление чучел позвоночных и рыб,
создание домашнего зоологического музея)
Глава 7
Уход за экспонатами
Борьба с насекомыми - вредителями музейной коллекции
Большой вред музейным экспонатам наносят насекомые самых различных видов, начиная от мельчайшей книжной вши. Это мелкое насекомое выедает крахмальное вещество (если оно не отравлено) из бумаги, папье-маше и т.д.
Жуки-точильщики проедают древесину, точат пни и стволы растений, разрушают бутафорию. Моль, музейный жук или кожеед нападают на шерсть, перо, кожу. Эти вредители могут за чрезвычайно короткий срок испортить всю коллекцию чучел, которая рассчитана на длительное сохранение. Поэтому должны быть приняты меры предосторожности против возможного повреждения кожи или шкуры насекомыми-вредителями. Бороться с вредителями можно химическими, механическими или физическими средствами.
Наилучшие результаты дает протравливание шкуры чучела сильнодействующими ядами. Яд должен быть эффективным и стойким.
Протравливание можно производить двумя способами:
1) обработкой ядовитым составом только внутренней стороны шкуры при изготовлении чучела;
2) нанесением ядов на поверхность перьевого и волосяного покровов чучела аэрозольными препаратами.
В первом случае ядовитым началом пропитывают внутреннюю сторону шкуры, когда она еще сырая, мягкая и легко впитывает в себя яд. Он легко всасывается в ствол пера или волоса. Протравливание производят в тот момент, когда шкура еще не смоделирована на манекене. Во втором случае ядовитой аэрозольной пылью (типа дуста) покрывают поверхность пера и волоса. Пропитывание шкуры с внутренней стороны ядами в процессе изготовления чучела гораздо эффективнее, чем обработка его с поверхности аэрозольными препаратами.
Сулема - сильнодействующий, опасный и стойкий яд. Раствор сулемы (10 г сулемы, 1.5 г лимонной кислоты на 1 л воды) распыляют над чучелом пульверизатором, более тщательно обрабатывая все труднодоступные участки: пахи, под крыльями, между конечностями и т.д. Опыление сулемой надежно гарантирует экспонат от повреждения молью, кожеедами.
Предохранительное опыление сулемой чучел производят вне помещения, стоя с наветренной стороны. При этом необходимо надевать противогаз, комбинезон и резиновые перчатки.
Аэрозольной ядовитой пылью следует регулярно обрабатывать и чучела крупных животных, выставленные для открытого экспонирования (без витрин) и обязательно отделенные от посетителей барьером с установленной рядом этикеткой, где предупреждается, что чучела обработаны ядом и трогать их не следует.
Профилактическая аэрозольная обработка сулемой чучел при открытом (безвитринном) экспонировании позволяет выставлять редкие экземпляры чучел зверей и птиц, не беспокоясь за их сохранность длительное время.
Кремнефтористые соединения и ДДТ. Ими также опыляют открыто стоящие чучела, но эти препараты нестойки, одноразовое опыление может быть рассчитано не более как на полгода-год.
Дихлорэтан или хлористый этилен. Бесцветная прозрачная жидкость с запахом хлороформа, со временем желтеющая. Пары дихлорэтана оставляют во рту сладковатый привкус, удельный вес - 1.25, температура кипения + 83.7°. Пары тяжелее воздуха в 3.5 раза. Загорается с трудом, точка воспламенения и взрыва + 180°. Дихлорэтан хорошо растворяется в спирте, маслах, эфире и многих других органических соединениях. Хорошо растворяет резину, асфальт, органическое стекло, не коррозирует металл, не портит цвет волоса и пера. На свету разлагается с выделением небольшого количества соляной кислоты.
По своему действию на живой организм дихлорэтан относится к наркотическим веществам. Допустимая для человека доза - 50 мл на 1 м3 воздуха. Все работы с дихлорэтаном лучше производить в противогазе. Для дезинсекции норма расхода дихлорэтана при обработке в дезинсекционной камере 300 г на 1 м3 помещения, при плотной загрузке помещения 300-800 г на 1 м3; экспозиция при температуре + 20° - 3-5 сут, при + 25° - 2-3 сут. Дезинсекция в герметически закрытых камерах при температуре +25° снижает расход дихлорэтана до 300 г на 1 м3 при экспозиции в одни сутки.
Четыреххлористый углерод. Тяжелая бесцветная жидкость, температура кипения +76.5° , употребляется для газации небольших объектов камерным способом (150-200 г на 1 м3). Срок дезинсекции 2-3 сут.
Парадихлорбензол. Белый кристаллический порошок с приятным ароматическим запахом. Удельный вес - 1.27, точка кипения +174°С. Не горит и химически не активен. В воде не растворим, но хорошо растворяется в органических соединениях. Пары парадихлорбензола в 5.1 раза тяжелее воздуха.
В умеренных количествах для человека пары безвредны, но ядовиты для насекомых. Пораженные экспонаты обсыпаются порошком из расчета 20-80 г на 1 м3. Парадихлорбензол используется также в камерах при возгонке его на водяной бане. Особенно удобен для профилактических целей при сборе и пересылке материала в экспедиционных условиях. В музейных условиях Парадихлорбензол используется как отравляющее средство. Его наносят на экспонат пульверизатором, растворив в спирте, или кристаллы парадихлорбензола в мешочках из марли развешивают по углам витрины вместо нафталина (рис. 93).
Рис. 93. Дезинсекция.
А - противни с водой; Б - заливка инсектицида; В - дезсундук; Г - дезкамера.
Важным этапом в обработке коллекции до ее поступления в экспозицию музея является профилактическая дезинсекция в камере газообразными ядовитыми веществами. После ее проведения камера вскрывается и материал в ней проветривается в течение суток, в это время доступ в камеру прекращается. Только после полного проветривания и удаления ядовитых веществ коллекция передается в экспозицию.
Для уничтожения вредных насекомых вообще лучше применять парообразные и газообразные вещества, так как они легко проникают всюду. Жидкость и твердые вещества удобны, когда они сильно летучи.
Целесообразно один-два раза в 5 лет проводить профилактическую дезинсекцию диорам, биологических групп или витрин с чучелами. Наилучшее время для этого - весна или осень (время размножения моли). Для дезинсекции в музейной экспозиции удобно применять дихлорэтан - газ тяжелее воздуха.
Противни с ядовитым веществом следует устанавливать под потолком витрины, газообразное вещество, медленно спускаясь на дно витрины, убивает насекомых или их личинок. Для более успешной профилактической дезинсекции двери, смотровое окно или щели в рамках диорам или биологических групп заклеивают бумажной полосой. После проведенной дезинсекции витрины не следует вскрывать, сохраняя в них ядовитый газ.
В настоящее время в музеях вводят специальную обработку экспонатов ультракороткими волнами, которые уничтожают все низшие организмы.
Сохранение постоянного микроклимата и герметизация витрин позволяют сохранять коллекции от порчи, а музейного работника освободят от большой и трудоемкой работы по реставрации испорченных музейных объектов.
Меры противопожарной безопасности
При создании крупногабаритных композиций, оборудованных легковоспламеняющимися материалами - деревом, фанерой, холстом с толстым слоем масляных красок, созданной из бумаги и материи объемной бутафорией, чучелами, натуральной высушенной растительностью и большим количеством осветительной техники, - необходимо принять все меры предосторожности.
Лучше такие материалы заменять более огнестойкими: подрамник, сооруженный из фанерных листов и деревянных реек, можно заменить подрамником из алебастра или гипса, нанесенного на металлическую сетку, установленную на железных стойках. Скалы можно создавать на металлической арматуре и сетке, покрытых слоями гипса, а не из досок, холста и папье-маше. Особенно важно проследить за тем, чтобы при монтаже электросети для освещения композиции провода были изолированы в специальных металлических трубках или в резиновых шлангах, а светильники укреплены на асбестовых прокладках.
Для освещения диорамы лучше применять люминесцентные лампы, чем лампы накаливания, так как первые не дают избытка тепла, что очень важно при создании в витрине диорамы постоянного микроклимата.
В противопожарных целях легковоспламеняющиеся материалы, главным образом дерево в витрине, необходимо обработать 2-3 раза раствором фосфата аммония (400 г) и хлорида аммония (800 г) на воде (10 л) из пульверизатора. Вполне естественно, что приведенный рецепт состава не обезопасит диораму от пожара, но противопожарная обработка дерева позволит избежать внезапного его возгорания.
Борьба с внешними неблагоприятными условиями
Основной и, пожалуй, главной задачей музейных работников в настоящее время являются поиски возможностей длительного сохранения самых различных музейных экспонатов и особенно сохранения естественных коллекций, наиболее подверженных разрушению временем, насекомыми, вредной пылью, прямыми солнечными лучами, резкими перепадами температуры воздуха хранилищ (его чрезмерной сухостью или, наоборот, влажностью). Как видим, причин, вызывающих беспокойство за сохранность коллекций, достаточно. В загрязненном воздухе содержится много вредных примесей.
Сернистый газ - наиболее сильный разрушитель органических веществ. Соединяясь в воздухе с водою, он вначале превращается в неустойчивую сернистую кислоту, а затем его ион с водою образует активную серную кислоту, разрушающую все виды музейных экспонатов. Сернистый газ выделяется в больших количествах из каменноугольного дыма, выбрасываемого ежедневно фабриками и заводами в атмосферу. Он обесцвечивает мех, перья на чучелах, живопись на карти;;нах, изменяет цвет бумаги. Сероводород и аммиак чрезвычайно активны при разрушении музейных объектов, источником их могут быть выгребные ямы, уборные открытого типа, бойни, хлева и т.д., расположенные недалеко от музея.
Пыль - не менее страшный враг музейной экспозиции. Даже при незначительном загрязнении воздуха пылью в музейной витрине идет медленное, но неуклонное сгорание материалов в экспонатах органического происхождения: волокон кожи, меха, пера, масла (в красках картин), бумаги и пр.
Копоть - это мельчайшая пыль не сгоревших или плохо сгоревших частиц каменного угля, нефти, дерева. Она покрывает серым налетом музейную экспозицию, отчего тускнеют краски пейзажа на фоне диорамы, яркие расцветки пера и меха. Единственный путь борьбы с копотью - это полная герметизация музейных витрин и окон музея с ежегодной регулярной чисткой экспонатов и витрин. Для этого экспонаты извлекаются из витрины (если это возможно) и очищаются струей воздуха из пылесоса. Продувание чучел зверей воздухом ведут против шерсти. Чтобы не нарушить структуру и расположение перьевого покрова, чучела птиц продувают по направлению роста пера.
Продуванием удаляют мелкие частицы пыли и угля. Затем мех темных кряжей слегка протирают куском чистой материи, смоченной в очищенном бензине.
Очистка от копоти и многолетнего загрязнения чучел птиц различных окрасов и зверей, имею;щих светлый мех, производят следующим образом: крахмал смачивают бензином, чтобы он стал сырым. Его осторожно с помощью тампона втирают в мех, втирание крахмала очищает волос от копоти и он принимает свой естественный вид. Перо у птиц протирается по направлению его роста, очистка перьевого покрова более длительна (особенно у белых птиц), так как требует многократного втирания крахмала в перо. Чтобы отсыревший крахмал быстрее отделялся от пера и волоса, мелкие чучела слегка поколачивают рукой, крупные - осторожно палкой. С каждой новой порцией крахмала перо и волос быстрее очищаются и принимают свою первоначальную структуру и форму. Остатки крахмала выдуваются струей воздуха из пылесоса: у птиц - по направлению роста пера, у зверьков - в любом направлении.
Температура и влажность помещения
Для сохранения экспонатов естественно-научного или краеведческого музея требуется специальная температура воздуха в помещении. Надо найти те пределы температуры, осуществимые в музейных условиях, которые гарантируют в определенной мере сохранение экспонатов. Нормальная температура (+18-+20°) одно из непременных условий использования музея и для посещения публикой. Наиболее разумно для музейного здания использовать централизованный тип отопления, когда по трубам подают горячую воду в батареи, расположенные в помещении музея. Но наиболее важно для крупных музеев перейти уже в настоящее время к системе автоматического контроля за температурой и к кондиционированию атмосферы в выставочных залах и хранилищах. Температура воздуха в музее может считаться нормальной от + 15 до +20°, оптимальной от +16 до +18° при влажности воздуха 40-45% (в Средней и Центральной Азии) и до 70% в резко морском климате. Если температура воздуха музея постоянна или колеблется в пределах нормы (+16-+18°) без скачков, разрушение органического слоя на объектах идет гораздо медленнее. При резких падениях температуры кожа на чучелах сжимается, а при повышениях температуры и влажности загнивает, и процесс разрушения ускоряется. В местах наибольшего натяжения кожи (по швам) нитки лопаются, особенно на шейной части фигуры, под мышками или в складках кожи. При длительном хранении чучел (изготовленных из невыделанных шкур) в сырых, плохо проветриваемых помещениях, где влажность превышает 70%, усиленно развивается плесень (в местах, плохо очищенных от мышц), покрывая в конечном итоге белым или зеленоватым густым налетом мех или перо и разрушая кожу. Чем меньше сырости, тем меньше оснований для развития плесени в экспозиции. При влажности воздуха 30-40% плесень не гибнет, а впадает в состояние анабиоза. Для быстрейшего уничтожения грибка, покрывающего музейные экспонаты, рекомендуется протереть их 25-30%-ным формалином, а затем высушить, перенеся их для этого в более сухое помещение.
Действие влажности на предметы весьма различно. Все материалы, имеющие органическую основу, при чрезмерном повышении влажности становятся прекрасной питательной средой и для развития микроорганизмов. Предметы волокнистые - ткани, бумага, дерево, кожа - при повышенной влажности сильно увеличиваются в объеме, искажая форму.
Большой вред различным экспонатам наносят гнилостные бактерии. Они быстро развиваются везде, где имеется повышенная влажность и температура воздуха, питательная среда и недостаток света. При просушивании помещения бактерии гибнут. Хорошие результаты дает обработка помещения, пораженного бактериями, парами формалина. На каждый 1 м? помещения используют 25 мл 40%-ного формалина. Для лучшего протравливания помещения все щели в дверях, окнах заклеивают бумажной полосой. С наружной стороны закрытой двери ставят колбу или чайник с формалином, подогревают на электроплитке, трубку или шланг от него выводят через замочную скважину. Пары формалина, быстро проникая в помещение, убивают бактерии. Помещение не следует проветривать после обработки 2-3 сут.
Антисептики или консервирующие вещества
Введение в клейстер антисептиков предохраняет от плесневения и загнивания бумажную бутафорию. К антисептикам относятся: тимол, бетанафтол, сулема, салициловая кислота, бура. Тимол - вещество малостойкое; салициловая кислота и бура имеют слабые защитные способности; сулема - чрезвычайно сильное ядовитое вещество. В настоящее время рекомендуется как лучший антисептик с наибольшим сроком действия пентахлорфенолят натрия - производное фенола. По внешнему виду это порошок или паста со слабым запахом карболовой кислоты, хорошо растворяется в воде, вызывая ее коричневатое окрашивание. Обладает более стойкими антисептическими свойствами по сравнению с фенолом. Этот химический препарат препятствует развитию микроорганизмов даже при нахождении бутафории в неблагоприятных условиях (в сырости).
При влажности воздуха ниже нормы (до 30%) многие деревянные части макета или бутафории, шкуры чучел, папье-маше и т.д. начинают пересыхать и лопаться. Особенно это касается шкур животных, не прошедших специальной скорняжной обработки или выделки. В этом случае воздух музея следует срочно увлажнять до нормы, используя систему вентиляций. Отключение парового отопления на некоторое время также позволяет привести в норму влажность воздуха музейного помещения. Иногда для увеличения влажности воздуха приходится устанавливать специальные увлажнители на батареях парового отопления. В зимний период, если не отапливаются музейные залы, вода, содержащаяся в воздухе, играет роль сильнейшего механического разрушителя, так как, замерзая в порах кожи, холста, папье-маше и т.д., разрывает их с неудержимой силой. Для наблюдения за температурой и влажностью воздуха помещения музея или отдельных экспозиционных витрин используют простейший прибор - психрометр, который помогает следить за микроклиматом отдельных витрин или целых музейных залов.
Конец
НазадОглавление